Дерево

 

 

Любое дерево для кочевника – живой объект, символ творящей энергии и жизненной силы. В тюркской мифологии дерево/байтерек образует центральную ось Вселенной, пронизывающую три уровня Мироздания – Верхний, Срединный и Нижний Миры, соединяя их в единый Космос/Вселенную. Отсюда, дерево и его производные в виде различных вещей и предметов «участник» многих обрядов и ритуалов. К примеру, музыкальные инструменты – домбра и кобыз, изготавливаемые в старину из цельного куска дерева, наделялись свойствами священного древа   и использовались в свадебных ритуалах и лечебных практиках. Примером, такого переноса сакрального свойства дерева также может служить и посох – асатаяқ.  В тюркском миропонимании существовали и глубоко почитаемые священные породы деревьев (деревья-тотемы), к которым относились ель, сосна, дуб, береза, арча и чинара. Многие обряды тенгрианцев совершались возле священного дерева – «Матери деревьев». Такому дереву приносили жертву, сообщали о своих проблемах, просили помощи. До сих пор казахи навешивают на наделенных сакральностью одиноко стоящее дерево или кустарник, лоскуты, символизирующие просьбу исполнения желаний. Общеизвестно, что Мировое Древо является одним из ключевых символов в традиционной мифопоэтике. Культ священных деревьев также свойственен архаичным традиционным мифорелигиозным системам, в которых они фигурируют как Деревья Жизни, Бессмертия, Мудрости и Молодости.

.